Проект по созданию концепции и оформлению интерьера и фасадов храма Святого Благоверного Князя Александра Невского

Стратегический подход к сакральному пространству
Моя работа над проектом по созданию концепции и оформлению интерьера и фасадов храма Святого Благоверного Князя Александра Невского в Астрахани стала примером комплексного подхода, где глубокие инженерные решения и забота о деталях идут рука об руку с созданием мощных, символических образов. Моей целью было не просто разработать дизайн, а создать пространство, которое будет функциональным, безопасным и духовно наполненным для будущих поколений.

Эта идея является прямой отсылкой к исторической фигуре Александра Невского, покровителя храма. Метафора шлема — это не просто творческое решение, это глубокое утверждение о силе, защите и национальном наследии. Создавая иконостас как символ воинской доблести и духовной защиты, я как автор связываю сакральное предназначение храма с историческим и культурным контекстом. В данном случае я нашёл исторические отсылки, к тому что такой иконостас с куполом разной формы имел место быть и эту сложную концепцию, в которой традиционное церковное искусство гармонично сочетается с уникальной символической формой можно сделать.


Я предложил использовать для основного пола белый камень — кварцит или мрамор. Для меня это не случайный выбор: храм является символом веры, и важно, чтобы каждая деталь её укрепляла. Белый цвет отсылает к образу Александра Невского и его самой известной победе — Ледовому побоищу 1242 года. Тогда лёд под врагом треснул, и русские воины одержали триумф. В этом контексте белый каменный пол символизирует твёрдую опору: под ногами верующего лёд не ломается. На мой взгляд это сильная метафора которая должна раскрытся посетителям сама.

Разработка входной группы
Чистота пола важный элемент дизайна интерьера, я предложил не просто один элемент, а многоуровневую, продуманную систему. Перед входом, на уровне ступеней, было предложено использовать решетки, утопленные в нишу с уклоном для сбора и вывода воды в канализацию. Это позволяет предотвратить попадание влаги и крупной грязи внутрь. Далее, в тамбуре, была предложена система из жесткого коврика для счищения налипшей грязи и впитывающего коврика для поглощения влаги. Все эти элементы были спроектированы таким образом, чтобы быть утопленными в пол и находиться вровень с основным покрытием, так мы заботимся о пожилых прихожанах и людях с ограниченными возможностями, устраняя риск споткнуться.
Я рад написать это здесь ведь казалось бы утилитарные, детали превращаются в ключевые элементы дизайна, которые служат функциональным фундаментом для всего пространства.

Этот проект я выполнял для храма Святого Благоверного князя Александра Невского, который находится в Астрахани по адресу: ул. Николая Островского, 160А. Храм расположен на Аллее Воинов-интернационалистов, и для меня было важно учитывать не только архитектурные особенности, но и символический, исторический контекст места.
Особое значение для меня имело то, что одним из заказчиков выступал губернатор Астраханской области Игорь Юрьевич Бабушкин. Работа с таким уровнем клиентов требует особой ответственности и подтверждает тот уровень доверия, который я получаю, когда берусь за проекты государственного и общественного масштаба.
Основная архитектурная форма храма была разработана другим специалистом. Моя задача заключалась в решении отдельных технических и проектных вопросов, требующих узкой профессиональной экспертизы. Такая работа предполагает взаимодействие с другими участниками проекта и внимание к деталям, которые напрямую влияют на долговечность и функциональность объекта.




На первый взгляд, инженерные системы, такие как вентиляция, отопление и освещение, могут показаться чисто техническими задачами. Однако в контексте сакрального пространства их правильная реализация напрямую влияет на духовный опыт посетителей. На начальном этапе проекта была выявлена критическая ошибка: вентялиционные отверстия располагались некорректно, а шумный шкаф с нагнетающим воздух оборудованием предполагался к размещению в самом входном холле. Что в целом гарантировало присутствие постоянного шума в вестибюле храма и это могло бы нарушить атмосферу тишины, благоговения и молитвы. Мною было сформулировано предложение по переносу этого оборудования из холла, ведь это является не просто инженерной корректировкой, а стратегическим вмешательством, направленным на сохранение сакрального характера пространства. А ведь храм делается для прихожан, и их состредоточенность во время своего личного обращения к Богу, к молитве, вот что важно, это цель.

Кроме того, была замечена проблема с естественным освещением в тамбуре. Вместо двух вентиляционных отверстий, (которые я ранее уже предложил как оптимизировать) мною было предложено объединить их, чтобы расположить там полноценное окно. Это решение не только обеспечивает необходимый уровень инсоляции и естественного света, но и соответствует нормам безопасности. В этом тамбуре архитектурой вообще не предусмотрено окно, а как без окна? Таким образом, вы эту работу будучи к примеру посетителем храма незаметите, но она очень важна становясь неотъемлемой частью дизайна, направленного на создание безопасного и духовно наполненного пространства.


Работа над освещением фасада храма была направлена на подчеркивание его архитектуры и создание атмосферы святости в вечернее время. Концепция предусматривает стратегическое размещение осветительных приборов, которые выделяют ключевые архитектурные элементы, делая храм заметным и величественным ориентиром в городском ландшафте.

Помимо работы над самим храмом, специалист также разработал концепцию оформления прилегающей территории, включая дизайн указателей и навигационных элементов. Учитывая, что храм расположен на Аллее Воинов-интернационалистов, эти элементы служат не только для ориентации посетителей, но и для органичной интеграции храма в более широкий городской контекст, создавая единую и осмысленную общественную среду.




Работая над оформлением храма Святого Благоверного князя Александра Невского, я стремился соединить символику и практику, чтобы пространство получилось цельным и долговечным. Для меня было важно не только создать выразительные элементы — иконостас, освещение фасада, благоустройство территории, — но и проработать скрытые инженерные решения, которые напрямую влияют на комфорт, безопасность и сохранение атмосферы храма. По сути предложенные решения имеют практический характер, это включатели, сценарии освещения, изучения материалов и аудит решений, эти вещь даже визуально не показать здесь на сайте.
Часть этой работы остаётся незаметной для посетителей, но именно она обеспечивает то, что храм будет надёжно служить и оставаться духовным пространством на долгие годы.
Мне не известно будут ли все предлоения учтены и реализованы, на данный момент строительства храма ведётся и финальные фотографии или хода строительства я планирую добавить сюда.
Дата работы над проектом: Апрель 2024 г.
Создадим что-то выдающееся вместе?
Отвечу лично и помогу разобраться с вашим проектом

